1. Условия обмена и возврата товара
Для того чтобы снизить риск покупки товара не обладающего необходимыми потребительскими свойствами или риски обнаружения недостатков товара после совершения покупки, либо максимально исключить невозможность в дальнейшем использования приобретенного товара необходимо при покупке товара потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о товаре.
Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным характеристикам товара.
На территории РФ запрещено продавать импортные непродовольственные товары без информации на русском языке.
Исполнитель (продавец) обязан указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация о сертификации включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за за предоставление недостоверной информации о товаре.
2. Условия обмена товара надлежащего качества
Потребителю предоставлено право обменять непродовольственный товар надлежащего качества, в течение 14 дней с момента совершения покупки на аналогичный товар у того же продавца в случае, если приобретенный товар не подошел по фасону, габаритам, размеру и т.д.Но необходимо помнить, что не все непродовольственные товары надлежащего качества подлежат обмену. Существует исчерпывающих перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ, который включает товары, обмен которых при условии их надлежащего качества исключен. Это такие товары, как: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; текстильные товары; кабельная продукция; строительные и отделочные материалы; швейные и трикотажные изделия; изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования; товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты; мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты); изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни, автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения; технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства), гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему, животные и растения, непериодические издания.
Покупатель имеет право в данном случае обратиться к продавцу с требованием об обмене либо о возврате товара, но только в том случае если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения товара у данного продавца (товарный чек, иной документ, подтверждающий оплату товара).
Требовать обмена следует только на аналогичный товар, а не на любой другой из понравившихся. В противном случае, продавец вправе не удовлетворить такое требование, ввиду не соответствия закону.
В случае отсутствия необходимого для обмена товара потребитель вправе возвратить продавцу приобретенный товар надлежащего качества и получить денежную сумму, уплаченную им за данный товар.
На товары с распродажи (к ним не относятся уцененные товары) действуют аналогичные правила обмена/возврата товаров надлежащего качества.
3. Порядок действий покупателя при обнаружении в приобретенном товаре недостатков
Законом «О защите прав потребителей» (п. 1 ст. 18) предусмотрено по выбору покупателя предъявление требований по поводу недоброкачественного товара, либо к изготовителю, либо к продавцу, либо к организациям, выполняющим их функции.
Потребители как правило обращаются к продавцу приобретенного товара.
В случае, если покупателю был продан товар ненадлежащего качества, при условии, что об этом недостатке он не был предупрежден заранее, он вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
В случае, если на товар гарантийный срок не установлен потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в срок не превышающий двух лет со дня приобретения товара. Если день передачи товара покупателю установить не возможно, этот срок исчисляется с момента изготовления данного товара.
В тех случаях когда гарантийный срок на товар составляет менее двух лет и недостатки в товаре обнаружены после истечения гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель имеет право предъявить продавцу одно из вышеперечисленных требований, но только в том случае, если у него имеются доказательства возникновения недостатков до момента передачи товара потребителю.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, при необходимости провести проверку качества товара за свой счет, при этом покупатель имеет право участвовать в данной проверке. Покупатель, в случае, если результаты экспертизы его не устроят, может оспорить ее результаты в судебном порядке. В случае, если продавец будет не против можно представить в магазин заключение сторонней экспертной организации, оплаченной покупателем. В этом случае продавец обязан будет возместить покупателю расходы, потраченные на ее проведение.
Если продавцу (изготовителю) покупателем предъявлено требование об устранении недостатков в товаре право, при этом письменным соглашением сторон об устранении недостатков этот срок не определен, продавец обязан устранить недостатки в минимальный срок, не превышающий 45 дней.
Если в процессе устранения недостатков товара выясниться, что недостатки не возможно устранить в согласованный срок, продавец и покупатель могут согласовать и соответственно письменно заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков. При этом отсутствие для устранения недостатков запасных частей, а также оборудования и т. п. Не является основанием для заключения такого соглашения и не освобождает продавца от ответственности за нарушение первоначально установленного срока устранения недостатков.
В случае, если на время ремонта принят товар длительного пользования, то продавец обязан на основании требования покупателя в течение трех дней безвозмездно предоставить покупателю аналогичный товар в пользование, доставка данного товара будет осуществлена за счет продавца.
Но данное правило распространяется не на все товары, перечень товаров, при ремонте которых аналогичный товар в пользование не предоставляется, установлен Правительством РФ.
Важно помнить, что по окончанию ремонта товара гарантийный срок на данный товар продлевается на период ремонта.
3.2. Условия замены товара ненадлежащего качества
При замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится.
При замене товара ненадлежащего качества на аналогичный товар, но другой марки (модели, артикула), если цена выбранного к замене товара при этом выше цены товара подлежащего замене, потребитель доплачивает разницу в цене. В том случае, если цена товара, который представлен к замене, ниже цены товара, предоставленного покупателем к обмену, продавец возмещает разницу в ценах покупателю.
При этом к учету берется цена товара на день его замены, а если требование потребителя не было удовлетворено покупателем и потребителю пришлось за защитой своего права обращаться в суд, цена товара, подлежащего замене и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
Если потребитель обратился в магазин с просьбой о замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (модели, артикула), но оказалось что данный товар уже не производя или не поставляют, то в соответствии со. ст. 417 Гражданского кодекса РФ обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью ее произвести. Потребитель в этом случае вправе предъявить любое другое из вышеуказанных требований.
Доказывать невозможность проведения замены товара, за которые он не отвечает, а также принимать необходимые меры для выполнения требований потребителя должен продавец (изготовитель).
3.3. Условия возврата товара
В случае, если покупатель отказывается от товара ненадлежащего качества продавец (изготовитель) должен вернуть ему денежную сумму, уплаченную им при покупке данного товара, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара.
В случае, если покупатель предъявил продавцу данное требование, оно не может быть заменено продавцом на иные, например замену на аналогичный товар.
3.4. Условия возврата технически сложного товара или его замены
С особым вниманием следует отнестись к покупке и дальнейшем использовании технически сложных товаров. Перечень технически сложных товаров утвержден Правительством Российской Федерации.
Покупатель при обнаружении в таком товаре недостатков может обратиться к продавцу (изготовителю) с требованием о возврате товара и получении денежных средств, уплаченных за него или с требованием о замене данного товара только в течение 15 дней со дня покупки. По истечение этого срока возврат и обмен данного товара осуществляется только в случае обнаружения в данном товаре существенного недостатка, при нарушении сроков устранения недостатков товара или невозможность использования товара в совокупности более чем тридцать дней в течение гарантийного года вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров установлен и ограничен Постановлением Правительства РФ.
Заявляя требование о замене товара, потребитель вправе претендовать на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула). В последнем случае продавец производит соответствующий перерасчет цены товара (часть денег, если товар стоит дешевле, будет возвращена покупателю, если выбранный покупателем товар стоит дороже, от покупателя будет потребована доплата, ).
4. Порядок предъявления требований продавцу о возврате или обмене товара ненадлежащего качества
Для того чтобы произвести безвозмездное устранение недостатков в товаре ненадлежащего качества, а также произвести обмен или возврат товара необходимо подать письменное заявление, которое должно быть оформлено в двух экземплярах, один останется продавцу, второй — будет визирован продавцом и остается на руках у покупателя. В заявлении необходимо указать следующее: какого числа и какой товар был куплен, по истечение какого срока с момента покупки вышел из строя, и одно из вышеперечисленных требований в отношении товара ненадлежащего качества.
В том случае, если продавец отказывается от принимать заявление покупателя и выполнять предъявленные ему требования, претензию необходимо отправить почтой заказным письмом с простым уведомлением о вручении по адресу на вывеске (табличке) у входа в магазин или отдел продавца.
Предпочтительнее направлять претензию ценным письмом с описью вложенных документов, поскольку в ней Вы укажете, что направляете именно претензию об обмене товара или возврате денежных средств. К ней также надо приложить копии соответствующих документов, подтверждающих покупку: кассовый чек, товарный чек, гарантийный талон и др.
Бывают случаи, когда продавец отказывает покупателю в удовлетворении его требований по причине отсутствия у него кассового чека. Но законом «О защите прав потребителей» установлено, что отсутствие кассового чека не является основанием для отказа в принятии товара. Оказать помощь в подтверждении данного факта могут свидетели.
В случае, если Вами будет заявлено требование о возврате денежной суммы за товар, то на основании ст. 22 Закона «О защите прав потребителей», данное требование должно будет удовлетворено продавцом в течение 10 дней. Этот срок возврата денежной суммы можно прямо указать и в заявлении.
Если Ваше требование будет о замене товара на товар надлежащего качества, то сроки замены в этом случае следующие (ст. 21 Закона «О защите прав потребителей»):
- в случае отсутствия у продавца в момент предъявления требования необходимого для замены товара, замена должна быть произведение в течение месяца со дня предъявления такого требования.